«Рождество в Крыму», так называлась ссылка в интернете, которую прислала мне подруга. И сразу возникла мысль: «почему бы и нет, сейчас Крым территория нашей страны и можно осуществить свою давнюю мечту, побывать на земле, где служил и был похоронен Епископ (Таврический) Михаил Грибановский (1856-1898гг)». Михаил Грибановский глубокий и оригинальный церковный мыслитель. Владыка Михаил принадлежал к тому новому поколению русских богословов, которые сформировались в 80-х годах XIX столетия, усвоив с одной стороны, достижения современной (западной и русской) философии, а с другой – провозгласив решительный «возврат к отцам». Ключевым богословским мышлением епископа Михаила было то, что Истина должна переживаться нашим духом. Михаил (Грибановский) стоял у истоков школы антропологического раскрытия догмата. Это я узнала позже, а вначале было знакомство с его книгой «Над Евангелием». Книга не является в строгом смысле толкованием Евангелия, это скорее экзегетические этюды, заметки после прочтения. Об этой книге так отзывался о. Георгий Флоровский «в ней так много какого-то весеннего света. Она не снизу, от человеческого соглашения, но сверху, как отблеск триединства». Прочитав эту книгу, я была поражена тем, как он описывал свои размышления и насколько они совпадали с моими переживаниями. Это было открытие для меня Евангелия, а впоследствии и христианства. Мне сразу захотелось узнать всё о христианстве — и Слава Богу! эта жажда неутолима.
Были куплены билеты на самолет и внесён аванс, в аэропорту Симферополя должны были встретить. Крымская земля нас не принимала; из-за сильного тумана самолет не мог произвести посадку. Дождались в аэропорту Краснодара лётной погоды и ближе к полуночи прилетели в Симферополь. Крым встретил необыкновенно свежим и ароматным воздухом Протоиерей Алексей Бондаренко, руководитель группы, доставил на место проживания в п. Андреевка под Севастополем. Мною был пропущен один день из программы — посещение Херсонеса.
День первый. Утренняя служба в горном монастыре на престольный праздник святой Анастасии «Узорешительницы».
Посещение Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае.
День второй. Посещение Свято-Никольского храма-памятника. Мемориальный некрополь защитников Севастополя периода Крымской войны 1853-1856 гг. Братское кладбище находится на Северной стороне Севастополя. Возникло оно в первые дни осады (сентябрь 1854 г.) по приказу адмирала В.А. Корнилова. На кладбище покоятся: генерал Хрулев С.А., князь Горчаков М.Д., контр-адмирал князь Максутов П.П. и много-много других, всего около 500 братских и 123 индивидуальных могил. На самом возвышенном месте холма, на ровной, окруженной невысокой шестигранной оградой площадке, стоит храм во имя Святителя Николая Чудотворца — как общий памятник всем погибшим, сооруженный по желанию Александра II в 1870 году. Построен в виде пирамиды, увенчанный диоритовым крестом.
Экскурсия по Севастополю с посещением диорамы, набережной и собора святого Владимира с усыпальницей четырех адмиралов: Лазарева, Корнилова, Истомина, Нахимова.
Третий день. Поездка в Симферополь на архиерейскую службу в кафедральный собор Петра и Павла, где покоятся мощи Святого Архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. И долгожданное посещение Храма всех Святых и могил Архиепископов Луки Войно-Ясенецкого и Михаила (Грибановского). Я купила свечу с подсвечником и зажгла её на могиле. Стоя на могиле Епископа Михаила, я почувствовала, что он живой, что он рядом, и что он благодарит меня. Было ощущение попадания в другое измерение, вне времени и пространства. Мир и тихая радость заполнили мое сердце. (И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь. 3Царств19:11,12).
Рождество встречали в Андреевке, с последующим праздничным обедом с крымским вином и неторопливой беседой. Основной костяк группы был из Липецка, Москва, Салехард и д.р.
Пятый день. Поездка в Ялту с посещением Ливадийского дворца и изумительного по архитектуре и красоте внутренних мозаик храма Покрова Божией Матери в Ореанде. Храм построен в грузино-византийском стиле и украшен внутри мозаичными иконами работы итальянского мастера Антонио Сальвиати, который также оформлял церковь святой Нины в Гаспре, храм Воскресения на Форосе и храм-памятник на Братском кладбище в Севастополе. Настоятель храма протоиерей Николай Доненко радушно встретил и одарил нас авторскими книгами: «Ялта город веселья и смерти», «Священномученик Аркадий епископ Бежецкий», «Новомученики Бердянска», «Житие преподобномученика Парфения игумена Кизилташского монастыря». Он автор исследований о новомученниках и исповедниках Русской православной церкви.
Посетили кафедральный собор Ялты в честь Святого Благоверного Александра Невского.
В последний день желающие поехали в Евпаторий, а я выбрала самостоятельную поездку в Севастополь. Посетила музей черноморского флота, музей изобразительных искусств и просто насладилась прогулкой по городу-герою.